В августе 2013 года правительство РМ приняло постановление о частно — государственном партнерстве в сфере предоставления услуг гемодиализа. 30 июня истекает срок договора между национальной кассой медицинского страхования и руководством Комратской РБ о финансировании единственного в Гагаузии отделения гемодиализа.

Правительство обязало Национальную кассу медицинского страхования заключать договор о финансировании с клиниками, которые предоставляют услуги гемодиализа в рамках частно — государственного партнерства. Так начиная с 1 июня, пациенты с почечной недостаточностью, должны будут проходить процедуру диализа в соответствующих учреждениях в Кишиневе, либо в Кагуле.

«Новость о том, что отделение гемодиализа при Комратской районной больнице будет закрыто уже с 30 июня, и на процедуры придется ездить в Кагул, привела нас в ужас», — говорит комратчанка Елена Дели, которая вот уже 8 лет является пациенткой данного отделения. Она — первая из пациентов, кто стал бить тревогу и обращаться во все инстанции с просьбой не допустить закрытия отделения гемодиализа при Комратской РБ.

Директор Комратской Районной больницы Елена Новак не раз общалась с пациентами отделения гемодиализа, было учтено мнение каждого из них. Так, несмотря на то, что начиная с 1 июля, не будет осуществляться финансирование отделения гемодиализа, руководством больницы было принято решение, продолжить принимать пациентов в обычном режиме. «Основные препараты есть в наличии, их будет достаточно на ближайшие несколько месяцев, недостающие будут закуплены», — сообщила Елена Новак.

Три раза в неделю для прохождения процедуры гемодиализа в Комрат из Тараклии приезжает Мария Арнаут. Она рада решению руководства больницы продолжать оказывать услуги диализа, несмотря на прекращение финансирования.

МАРИЯ АРНАУТ пациент отделения гемодиализа: «Кагул и Кишинев нас вообще не устраивает. У нас тут и врач хороший. Вот уже третий год я сюда приезжаю. Я думаю, что все пациенты за то, чтобы остаться тут».

«Аппарат «искусственная почка» в буквальном смысле слова продлевает нам жизнь», — отмечает Стефанида Богдан. Пациенткой отделения гемодиализа она стала 7 лет назад. Женщина считает, что в отделении работают профессионалы, всегда готовые оказать качественную помощь.

СТЕФАНИДА БОГДАН пациент отделения гемодиализа: «Доктор у нас хороший, медсестры и санитарки хорошие, всегда помогут. Что нам еще надо? Где такой уход еще будет? Нигде!»

Мысли о том, что отделение все же будет закрыто, пугают Стефаниду Богдан.

СТЕФАНИДА БОГДАН пациент отделения гемодиализа: «Только здесь, никакой Кишинев и Кагул. Мы все больные. Если бы я была здоровая. Я практически слепая, вот вас плохо вижу. Ногу ампутировали, не могу ходить. И куда я поеду в такую дорогу? Вообще думает ли начальство?»

Этим же вопросом задается и Наталья Лазарь. Ее беспокоит неопределенность. Она опасается, что решение  КРБ продолжать оказывать услуги диализа, несмотря отсутствие финансирования из центра,  может быть отменено в любой момент.

НАТАЛЬЯ ЛАЗАРЬ пациент отделения гемодиализа: «Это считается, что мы «висим» в воздухе. В любой момент они могут прийти и сказать: «Мы закрываемся». Кто куда пойдет? Вся информация закрыта. Никто ничего не знает. Нам никто ничего толком не говорит».

На протяжении 11 лет 3 раза в неделю Наталья Лазарь приезжает в Комрат из Чимишлии. Она отмечает, что для человека с диагнозом почечная недостаточность  больших усилий стоит преодолеть даже короткое расстояние, не говоря уже о дальних поездах, к примеру, в Кагул либо Кишинев.

НАТАЛЬЯ ЛАЗАРЬ пациент отделения гемодиализа: «Дорога убивает. Я на машине езжу и мне тяжело. А маршрутки, ладно зимой, а летом, когда душно? Не знаю».

Процедуру диализа в этом отделении проходят пациенты из Комратского и близлежащих районов. Всего 28 человек, самому молодому 30 лет.  Среди них есть и те, кто не может самостоятельно передвигаться. Екатерина Сержант из села Вишневка Кантемирского района несколько месяцев назад вернулась из Италии, где полтора года проходила процедуру диализа.  Уже здесь врачи диагностировали у нее сахарный диабет, на фоне которого развилась гангрена нижней конечности.

ЕКАТЕРИНА СЕРЖАНТ пациент отделения гемодиализа: «Мне ампутировали левую ногу. Я лежала в больнице. Муж меня возит на перевязку и процедуры гемодиализа. Тяжело, мне очень тяжело».

Екатерина Сержант отмечает, что ездить в Кагул на диализ ей будет сложно.

ЕКАТЕРИНА СЕРЖАНТ пациент отделения гемодиализа: «От села Вишневака до Комрата 20 километров. До Кагула же расстояние больше».

Для пациентов отделения гемодиализа Комратской районной больницы новость о возможном закрытии учреждения звучит, как смертный приговор. «Без аппарата «искусственная почка» мы не сможем долго прожить», признается Наталья Лазарь.

НАТАЛЬЯ ЛАЗАРЬ пациент отделения гемодиализа: «Неделю, если только проживем без процедуры. Кто новенький, тот может продержаться недели 2-3, но мы, кто ходит много лет – неделю. Не больше».

В отделении гемодиализа Комратской районной больницы есть пациенты, которые ходят на эту процедуру уже 14-17 лет. Жизнь каждого из них напрямую зависит от аппарата «искусственная почка». Пациенты отделения гемодиализа хотят верить, что новое руководство страны примет положительное решение и данное отделение не будет закрыто. Они готовы стучаться во все двери и надеются быть услышанными.

Автор: В.Керман, видео: А.Новак, монтаж:  Т.Казаку