Из-за низкого уровня дохода и безразличия со стороны властей учителя Молдовы покидают страну в поисках лучшей жизни. А подрастающему поколению ничего другого не остается, кроме как от этого страдать. Репортаж об этом снял телеканал из города Басарабяска «BAS TV».

Коррумпированная, отсталая и устаревшая. Так выглядит изнутри молдавская система образования. В крупнейших странах мира поняли, что образование является приоритетом. Между тем в политических выступлениям, жители РМ все чаще слышат о «будущем страны». Но все напрасно. Представители власти обещают, но не инвестируют в образование. Из-за тотальной бедности тысячи учителей покидают Молдову. В итоге от дефектной системы страдают дети, говорится в видео материале.

«Я работаю с директорами из разных школ, которые каждый понедельник начинают с приветствия и вопроса, есть ли у нас учитель, или специалист по той или иной дисциплине. Это большая проблема». – говорит одна из героинь сюжета.

 

«У нас есть 93 вакансии в Дрокии, 137 в Унгенах, 251 в Кишиневе. Общее количество вакантных рабочих мест – 1875», — сообщил представитель управления образования.

РМ столкнулась с тем, что в стране все меньше учителей и квалифицированных специалистов. Оно и понятно. Причина в том, что заработная плата учителя ниже человеческого достоинства, продолжают авторы репортажа.

«С зарплатой учителя молодого человек не может обеспечить будущее своей семьи. Как на такие деньги можно построить дом или вырастить двоих детей?», — возмущен молодой учитель.

Следует отметить, что заработная плата учителя находится на уровне прожиточного минимума -150 евро.

Впервые за всю историю бюджетные места на факультете педагогики остались свободными, а общий балл тех, кто поступил, от 5 до 7.

«Если более 20 лет назад на педагогические факультеты шли дети учителей или дети с высоким баллом, то сейчас идут те, кто не попал на другие факультеты. И когда эти люди попадают на педагогическую практику сталкиваются с детьми, подготовка которых в разы выше их собственной», — отметила героиня репортажа.

В этом году в школах не хватает тысячи учителей. Чтобы компенсировать нехватку педагогов, им приходится преподавать по две, три дисциплины. А качество обучения, которое получают школьники, не имеет значения.

Для сравнения, заработная плата учителей в Европейском Союзе в несколько раз выше, чем в РМ. Самая высокая зарплата учителей в Люксембурге – 72 000 евро в год, что в 37 раз больше, чем в Молдове.

«Время идет. Мы навсегда можем потерять ценных людей, которых, в последствии, не сможем вернуть в систему. Для нашей национальной культуры это катастрофа». — сказала женщина в видео материале. 

На вопрос вернулась ли бы учительница, которая на данный момент работает в Европе, она ответила: «Нет. Здесь больше перспектив для профессионального роста. Здесь можно отложить сумму на покупку жилья. Если я вернусь домой, то что меня ждет? Ежемесячно по 2000 леев».

В рамках ежегодной августовской конференции глава Гагаузии упрекнула педагогов в том, что они, «получая, хорошую заработную плату, не заботятся о том, чтобы привнести что-то новое в систему, не вызывая у молодого поколения желания изучать определенные специальности и в дальнейшем получать профессию».

«Не обижайтесь на меня, дорогие педагоги, но сегодня у вас заработная плата хорошая по сравнению с другими специальностями. По финансированию особых вопросов нет, а что делаете вы? 117 специалистов у нас не хватает в школах, и эта цифра из года в год не меняется, потому что в среднем ежегодно в систему образования приходит от 17 до 20 молодых специалистов. А где наши учителя математики, физики, химии, биологии? Конечно, нашим лицеям выгодно иметь гуманитарный уклон, но автономии — это не выгодно. У нас учителя математики в возрасте 70 лет и старше, разве это нормально? Это абсолютно неправильно», — заявила в ходе конференции учителей Ирина Влах.

В комментарии для сайта nokta экс – заместитель председателя Исполкома Гагаузии по социальным вопросам и образованию Николай Стоянов подчеркнул, что проблему нехватки специалистов должно решать управление образования автономии при содействии министерства просвещения страны, а не педагоги.

«Получилось так, что сегодня проблемы перекладывают на директоров школ, но они имеют свои функциональные обязанности, он дает заявку о необходимом количестве специалистов в управление образования. Далее управление образования совместно с Башканом Гагаузии должны этот вопрос поднимать на уровне Республики. У нас действительно не хватает учителей физики, математики, химии, биологии, потому что в Республике этих специалистов не готовят уже около 15-ти лет», — отметил Николай Стоянов.

Стоянов также подчеркнул, что Комратский Государственный Университет не может подготовить педагогов так, как для этого необходима база. В Кишиневе педагогов готовят только на государственном языке, а в Гагаузии язык обучения русский.

«В Приднестровье готовят специалистов, но дипломы не признаются в Молдове, поэтому, проблемы не в директорах и менеджерах, а в управлении образования и руководстве Гагаузии, которое эти вопросы не поднимает на уровне Республики», — подчеркнул Стоянов.

Что касается заработной платы, то начинающие учителя получают 3 000 леев, что по мнению Стоянова, не привлекает их приходить работать в систему образования, учитывая затрату умственных сил на обучение в течение пяти лет, а после психологическую нагрузку при преподавании.

Некоторые студенты КГУ поделились мнением, почему молодежь все реже выбирает специальности педпрофиля.

«Думаю, что не целесообразно тратить свое здоровье на сегодняшних детей. Заработная плата никакая. Много бумажной волокиты», — считает студентка юридического факультета КГУ.

 

«Это работа с детьми. Сегодня они вообще не слушаются. И зарплата невысокая. Это неблагодарная профессия», — поделилась мнением студентка факультета национальной культуры по специальности «Журналистика».

 

«У меня мама работает педагогом. Это очень тяжелый труд. Я насмотрелась», — рассказала еще одна учащаяся КГУ.

Стоит отметить, что молодые люди Гагаузии предпочитают профессии, которые принесут им более высокую прибыль, либо отдают предпочтение профессиональным краткосрочным курсам.