Отчет по итогам проверок, проведенных в Прокуратуре по борьбе с коррупцией и Прокуратуре по борьбе с организованной преступностью и особым делам, свидетельствует о целом ряде нарушений, в том числе тяжелых, в работе этих двух специализированных прокуратур. Итоги проверок представил Генеральный прокурор Республики Молдова Александр Стояногло 20 января в рамках пресс-конференции.

Отсутствие учета основной деятельности прокуроров, подделки, коррупционные акты, неиспользование потенциала этих двух специализированных прокуратур, игнорирование резонансных дел, беззакония — это лишь часть нарушений, отмеченных генеральным прокурором, передает МОЛДПРЕС.

«Вывод, который мы сделали, заключается в том, что потенциал специализированной прокуратуры используется для документирования незначительных случаев, только для создания благоприятных статистических показателей, вопреки ожиданиям общества, партнеров по развитию, контекст, в котором мы создаем искусственное снижение потенциала, которым обладают эти автономные прокуратуры, и, как следствие, большая коррупция, по резонансным делам не  ведется работа или они пылятся в сейфах годами», — отметил Александр Стояногло. «Из-за деятельности этих двух специализированных прокуратур, связаной с вопиющими нарушениями основных прав человека, в течение многих лет значительная часть общества считала Республику Молдова полицейским государством, в котором люди жили в страхе перед правоохранительными органами, воспринимая их как инквизиторов. В этом контексте основной задачей, стоящей перед прокуратурой, является восстановление чувства безопасности людей и доверия к правосудию», — сказал генпрокурор.

Кроме того, генеральный прокурор коснулся и вопросов, представляющих особый интерес, таких как банковское мошенничество и дело о финансировании Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ).

«В целом, тема банковского мошенничества является довольно сложной, и по этой причине оценки, которые будут даны работе прокуроров, участвующих в проведении расследования, будут сделаны после выполнения ряда запланированных процессуальных действий на последних заседаниях группы уголовного преследования под руководством генерального прокурора», — сказал Стояногло. «Относительно дела о «финансировании ПСРМ», начатого фактически за предполагаемые действия по отмыванию денег, которое также является чрезвычайно объемным и сложным, следует помнить, что процессуальная деятельность носила, начиная с июня 2016 года, незапланированный и непоследовательный характер на протяжении более 3 лет (действие уголовного преследования в 2016 году, еще одно действие в 2017 году, а в 2018 году и 2019 годах — ни одного действия по уголовному преследованию), проявляя интерес только тогда, когда определенные социально-политические события начали использоваться различными группами интересов, в том числе некоторыми прокурорами, которые были ответственны в последней инстанции за неэффективность расследования до настоящего времени», — заявил генеральный прокурор.

После сделанных на пресс-конференции заявлений генеральный прокурор Александр Стояногло публично извинился «от имени учреждения, которое я представляю, перед сотнями граждан, в отношении которых прокуроры незаконно вели уголовное преследование».

«Заверяю вас, что новое руководство прокуратуры перезагрузит систему органов прокуратуры и вернет ее в русло нормальности и законности, в духе уважения к основным правам и свободам человека», — резюмировал Стояногло.

Проверки, о выполнении которых распорядился генеральный прокурор Александр Стояногло, проводились с 9 декабря 2019 года по 10 января 2020 года и касались всех аспектов полномочий двух специализированных прокуратур за последние четыре года. Проверки проводили две группы прокуроров, согласно конкретным показателям; эти действия не создавали препятствий надлежащему проведению уголовного преследования по делам, находящимся на рассмотрении или в исполнении этих специализированных подразделений.